В эпоху Возрождения искусство создания музыкальных инструментов достигло очень высокого уровня. Выделились и знаменитые мастера, среди которых – создатели скрипок Николо Амати и Антонио Страдивари. Инструменты этих мастеров поражали современников и до сих пор считаются лучшими. Однако особенности их звучания, из-за которых эти скрипки и удостоились своего исключительного статуса, не были исследованы до сих пор.
Деятели Возрождения нередко стремились привлечь своими творениями всеобщее внимание, для чего добивались необычных эффектов. Леонардо да Винчи строил удивительные механизмы, писал необычайно реалистичные картины, голландские художники стремились к максимальной объёмности и театральности. По-видимому,
Специалисты из Тайваньского национального университета недавно подтвердили это. Они утверждают, что эти скрипки обладали особыми физическими качествами и могли имитировать человеческие голоса. Они провели особое исследование, результаты которого описаны в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Известно, что великие итальянские мастера усовершенствовали форму и акустические свойства своих инструментов. Исследуя их звук, учёные записали звучание нотной гаммы у 15 таких скрипок и голоса 16 мужчин и женщин. В этих записях они выделили форманты – отдельные фрагменты, с помощью которых выделяются звуки речи. Каждый формант характеризуется собственным тембром, в котором сильнее всего выделяются определённые частоты. Всего выделяют четыре форманты. В частности, определённые форманты отличают мужские голоса от женских.
В результате было обнаружено, что скрипки Амати имитируют мужские голоса, а звук инструментов Страдивари напоминает женские. Это, возможно, и было тем необычным эффектом, благодаря которым скрипки этих мастеров были признаны самыми лучшими.
На эту мысль наталкивает и высказывание Франческо Джеминьяни – итальянского музыканта восемнадцатого века. Он утверждал, что хорошая скрипка своим звучанием должна соперничать с самыми лучшими человеческими голосами.