Когда мы обжигаемся паром, то испытываем жуткую боль. Однако на повреждённом месте не остаётся никаких внешних следов ожога – как будто ничего и не было. Почему так происходит?
В обыденном сознании боль напрямую связана с внешним повреждением: чем оно больше, тем сильнее болевые ощущения. Однако так происходит далеко не всегда.
Человеческая кожа имеет сложную слоистую структуру. Прежде всего она состоит из эпидермиса – наружного слоя, дермы – основного внутреннего слоя и гиподермы – подкожного жирового слоя. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, сам состоит из нескольких слоёв. Эпидермис несёт главным образом защитную функцию, его задача – защищать дерму от повреждений.
Но эпидермис имеет пористое строение, поэтому с лёгкостью пропускает через себя пар. Горячий водяной пар, оказавшись во внутреннем слое кожи, конденсируется и превращается в жидкость; при этом выделяется энергия, которая и способствует тому, что дерма сильно обжигается. То есть в случае парового ожога повреждается именно внутренний слой кожи, а внешний остаётся целым. Отсюда и боль, более мучительная, чем при повреждениях эпидермиса.
Если во всём виновато тепло, то, на первый взгляд, дерма может от него быстро избавиться. Но у эпидермиса довольно низкая теплопроводность, поэтому внутренний слой кожи отдаёт тепло медленно. Боль сохраняется длительное время.
Экспериментальные исследования в этой области проводили швейцарские учёные. На их лабораторном столе была свиная кожа, которую обрабатывали горячим паром. А затем, воспользовавшись рамановской спектроскопией (метод, основанный на способности веществ к неупругому рассеянию света), пронаблюдали, как вода заполняет слои кожи. Выяснилось, что в течение пятнадцати секунд горячая жидкость появлялась во всём объёме кожи, и всё благодаря способности эпидермиса пропускать через себя пар. Затем, когда наполнялся водой сам эпидермис, его поры становились узкими, и он больше не пропускал через себя пар. Для окончательной проверки своих догадок учёные обработали кожу сухим жаром; в этом случае кожа нагревалась заметно медленнее.
Установленный механизм образования парового ожога поможет разрабатывать препараты для предотвращения таких повреждений. Пока же в нашем распоряжении есть лишь возможность быстро приложить к обожжённому месту холод, чтобы остудить его, — тогда боль станет слабее, а дерма не получит сильных повреждений.