Звонок по России бесплатно
+7 800 100-95-17
+7 800 100-95-17
Звонок по России бесплатно
+7 495 001-37-33
Для Москвы
+7 342 256-30-23
Для Перми
+7 365 277-78-75
Для Симферополя
{ itemsCount }
Ваша корзина пуста
item.image.alt
Итоговая сумма:
{item.total_price}
Итого: { itemsPrice }
Оформить заказ

Чем гордится лаборатория инженерного материаловедения МГУ?

 

Иванов Дмитрий Анатольевич — заведующим лабораторией инженерного материаловедения

Лаборатория инженерного материаловедения факультета фундаментальной физико-химической инженерии МГУ – недавно созданное научное предприятие, появление которого стало возможным благодаря первой волне мегагрантов, выданных правительством научным работникам. Создателем этой лаборатории является Дмитрий Иванов, начавший научную деятельность ещё в первой половине девяностых годов. В то время он уехал из России во Францию, где сделал успешную научную карьеру. Там он работал в Национальном центре научных исследований – организации, аналогичной российской Академии наук. Когда заработала программа мегагрантов, Иванов возглавлял Институт материаловедения, расположенный в городе Мюлуз. Теперь же он вернулся на родину и сотрудничает с главным российским университетом, создав в его рамках уникальную лабораторию.

Сама лаборатория состоит из двух частей. В первой комнате её сотрудники – это в основном молодые учёные – отдыхают. На столах разложены ноутбуки и дымятся чашки с чаем. На ноутбуках молодые специалисты в основном рассматривают схемы и таблицы, а не играют в игры – по крайней мере, хочется в это верить. Вторая комната – большой зал, уставленный суперсовременными аппаратами. Главенствует над всей этой «кухней» солидных размеров дифрактометр. По словам сотрудников лаборатории, этот прибор – не что иное, как миниатюрный аналог синхротрона.

По габаритам он, естественно, не сравнится с тем же Большим адронным коллайдером. Он даже не имеет кольцевой структуры, как обычные ускорители, а абсолютно прямой по форме. Однако он в более уменьшенных масштабах производит всё то же, что и «большие» ускорители. Например, он может определять структуру изучаемого вещества в микроскопических масштабах – от нескольких сотен нанометров до одного ангстрема – это одна десятимиллиардная доля метра. Это позволяет исследовать структуру вещества, начиная с молекулярной решётки – мельчайшей ячейки его строения.

Создан дифрактометр совместными усилиями российских и французских специалистов. Это единственное сооружение подобного рода в нашей стране.

Дмитрий Иванов говорит, что мегагранты – это самый эффективный способ привлечения в науку молодых специалистов. Ни федеральные целевые программы, ни обычные гранты Российского научного фонда на это не способны, поскольку там выделяемые средства недостаточно велики. Условно говоря, там, где обычный грант позволяет купить компьютер, мегагрант позволяет создать лабораторию со всем мебельным оснащением (столами и шкафами) и сформировать целую научную структуру. Иванов отмечает, что выделенный ему мегагрант буквально изменил его жизнь. Ведь в последние годы он по большей части занимался административной работой, возглавляя целый институт; при этом он давно задумывался над тем, что необходимо переедать имеющийся опыт и знания молодым поколениям учёных. Получив мегагрант, он смог оставить директорский пост во французском институте, о чём он ни капли не жалеет, и приехать в Россию, чтобы создать нечто уникальное и грандиозное здесь.

 

Выделение мегагранта закончилось в 2015 году. Однако лаборатория продолжает полноценно работать. Это произошло потому, что специалисты заранее позаботились о приобретении дополнительных средств. Унаследованное от мегагранта уникальное научное оборудование было использовано с умом, что позволило создать предпосылки для получения новых грантов. Их должны выделить РФФИ, Российский научный фонд, российское Министерство образования и науки.

Что изучается в лаборатории Иванова?

Главное направление исследований – мягкие среды, или сложные молекулярные ансамбли. Данной работой Иванов занимался и во Франции. Мягкие среды представляют собой особые мембраны и другие системы, обладающие уникальными свойствами и заданными характеристиками. Это могут быть как биологические системы, так и синтетические вещества. Одно из необычных свойств нового материала – возможность самосборки. Из отдельных «кирпичиков» самопроизвольно составляется целая большая система, новый материал, при этом свойства этого материала зависят от изначальных свойств «кирпичиков». Следовательно, свойства таких мембран могут быть управляемыми, что позволяет постоянно создавать новые и ещё более многофункциональные соединения. Исследования, производящиеся над мягкими средами, лежат на стыке разных дисциплин – биологии, химии и физики. Такое смешение научных областей – закономерный процесс при сегодняшних представлениях о строении и свойствах окружающего мира.

В лаборатории Иванова был создан ещё один уникальный прибор – нанокалориметр. Он способен определять особо малое количество вещества. И хотя в его основе лежит известный калориметр Лавуазье, разработанный в XVIII веке, но возможности нового аппарата очень современные, чему способствовали нанотехнологии, компьютерные системы и миниатюризация.

Проекты и разработки лаборатории создаются в постоянном сотрудничестве с европейскими специалистами. Дмитрий Иванов считает, что такая открытость очень необходима российской науке. Отечественные специалисты несколько раз в год выезжают за границу и работают в крупнейших мировых научных организациях. Это помогает приобщиться к мировой науке и понять, в каком направлении следует работать в дальнейшем. Без постоянных контактов с зарубежными специалистами никакое развитие отечественной науки не состоится.

Что такое мегагранты?

Программа мегагрантов была учреждена российским правительством в 2010 году. Её победителями стал целый ряд отечественных и зарубежных учёных, в том числе и Дмитрий Иванов. Величина гранта – 150 миллионов рублей. Такие средства учёный получал с целью создания лаборатории в одном из российских научных учреждений. Таким образом, было создано значительное число новых лабораторий и исследовательских центров. Они были построены не только в столичных вузах, но и в университетах и институтах Сибири и Урала. Примечательно, однако, что один из получивших грант учёных такую лабораторию пока не создал. Это Ферид Мурад – американский медик албанского происхождения. Тем не менее, в целом нынешней российской науке есть чем гордиться, ведь была создана, по существу, мощная исследовательская система.

Чем гордится лаборатория инженерного материаловедения МГУ?